13. Асимметричные положения сидя и стоя: позвоночник музыкантов

[ad#body]

В греческой скульптуре заметна эволюция между куросом (рис. 66) (тип статуи юноши-атлета, обычно обнаженного, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики), который находится в положении стоя, симметричен, без подвижности, является наследием египетского искусства. и Аполлоном Праксителя (рис. 67), подвижность которого оживляет мрамор или бронза. Именно зтот гениальный скульптор изобрел знаменитую праксителевскую позу, когда герой опирается на одну ногу, которая в итоге вдохновила все искусство ваяния. Задолго до наших военных греческие скульпторы изобрели позы «смирно» и «вольно»!..

Эта праксителевская поза используется очень часто в повседневной жизни, в особенности художниками и музыкантами. У скрипачей (рис. 68) положение таза чаще всего симметрично, но плечевой пояс приспосабливается к сильно асимметричной позе, вызывая также совершенно ненормальное положение шейного отдела позвоночника. У этих музыкантов довольно часто бывают функциональные проблемы, порой серьезно влияющие на их карьеру и требующие особенного переучивания у специалистов. Все струнные инструменты требуют довольно асимметричной позы. Гитаристы (рис.69) играют в асимметричной позе, затрагивающей не только плечевой пояс, но часто и тазовый, левая нога часто бывает поднята на носок.

Пианисты должны удобно расположить тазовый пояс, и для них очень важно правильно усесться перед инструментом:

• когда человек сидит на стуле на правильном рас-
стоянии от инструмента и на подобающей высоте, (рис. 70) на позвоночнике не бывает аномальных изгибов и плечевой пояс расположен так, что верхние конечности могут дотянуться до клавиатуры без усилий;

• если стул находится очень далеко от инструмента (рис. 71). позвоночник работает в анормальных условиях, и чтобы руки дотянулись до клавиш, позвоночник должен подвергнуться усилению грудного кифоза и шейному гиперлордозу. К тому же слишком удаленное положение рук приводит к усталости плечевого пояса. Даже если стул расположен правильно относительно инструмента, пианист должен сам контролировать поясничный изгиб своего позвоночника (рис.72), поскольку постоянный гиперлордоз может окончиться люмбаго.

В итоге легко догадаться, что у музыкантов, особенно у играющих на струнных инструментах, основополагающим правилом должно быть контролирование положения позвоночника. В результате усердное служение своей профессии может привести к закоренелым патологическим положениям, которые часто очень сложно исправлять путем порой длительного переучивания иод присмотром специалистов — кинезиотерапевгов. Позвоночник также очень важен для поддержания, так сказать, подвешивания плечевого пояса, который часто работает в условиях асимметрии. В таких условиях длительная неправильная поза может приводить к отчаянным результатам. Таким образом, музыканты должны зорко следить за здоровьем своего позвоночника.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *